На конкурс стартапов в рамках всероссийского проекта Open Innovations Startup Tour в Ижевске подали более 130 заявок, 30 прошли отборочный этап. Среди них и разработка девятиклассника Александра Чувакина. Он придумал, как обезопасить пассажиров на остановках общественного транспорта от автолихачей.

Тормоза для лихачей

— Как пришла в голову идея обезопасить остановки?

Идея проекта пришла после того, как из новостей узнал о ДТП на остановке. Там пьяный лихач сбил школьников, которые приехали в город на соревнования. Когда я стал изучать проблему, я понял, что статистика по ДТП на остановках ужасная. Большинство остановок совершенно не защищены от аварий, а некоторые снабжены столбами и полусферами, которые сделаны без учета сохранности людей в машине.

— И как это исправить?

Мы сначала думали поставить вблизи остановок шипы, похожие на те, что использует полиция, но поняли, что на большой скорости такая машина станет неуправляемой и жертв будет еще больше. Начали искать другое решение. За основу мы взяли уже существующее решение, применяемое в США. Оно называется «Питбуль» (Pit-BUL или Pit-Ballistic Undercarriage Lanyard — углублённо-баллистическая вытяжная сеть для шасси). В нашем проекте на газоне перед остановкой размещаются шипы, которые не протыкают шины, а зацепляются за них. При движении автомобиля шипы вытягивают за собой сеть, которая блокирует передние колеса. Скорость машины, таким образом, значительно снижается.

Плюс мы хотим сделать остановки максимально удобными. В нашем проекте у них есть информационные экраны. В отличие от табло, которые уже есть на остановках Ижевска, они показывают полноценную карту, на которой можно отследить транспорт и найти подходящий маршрут, чтобы доехать до места назначения. Также часто людям на улицах становится плохо, а остановки обычно находятся поблизости. Если встроить в остановку кнопку «SOS», то при нажатии на нее устанавливается связь с диспетчером, который оценивает в разговоре, какая помощь нужна человеку.

Мы предлагаем также благоустроить остановки, сделав это максимально просто. На многих из них есть ларьки, где зачастую продают спиртное несовершеннолетним. Их сейчас сносят, но есть иное решение: не сносить, а предложить бесплатную аренду. В обмен на это арендатор должен будет следить за сохранностью оборудования на остановках. Если что-то выйдет из строя, он должен будет восстановить это за свой счет. А если обнаружат, что он там продолжает торговать спиртным, его деятельность тут же прекратят.

Питать такие остановки мы предлагаем за счет солнечных батарей на крышах. Такие решения в городе уже используются для работы светофоров, почему не вмонтировать их в остановки? Таким образом мы сократим затраты на электричество.

— Сколько будет стоить внедрение такого проекта?

Сумма немаленькая. По моим расчетам, стоимость проекта составляет около 180 тысяч рублей, с учетом внедрения всех систем. Но мы думаем не о деньгах или прибыли, а о сохранении человеческой жизни. Это намного дороже денег.

— То есть, зарабатывать на нем вы не планируете?

Зарабатывать будет город. Если взять те же ларьки, то в них, в среднем, работают по два человека. С них город получает налоги, плюс не тратит деньги на ремонт остановок и на электричество.

— Я понимаю, город получит свои дивиденды. А что получите вы, кроме удовлетворения?

Возможно, эту идею кто-то купит или в будущем мы сможем открыть свое производство и реализовывать часть технологических решений. Мы также рассчитываем, что сами жители оценят, как выросла их безопасность, и поддержат проект деньгами.

— В вашем проекте вы очень много говорите о пользе для людей и очень мало о деньгах, которые на этом заработаете. Это сознательный перекос?

Если все в нашей стране будут думать только о деньгах, представляете, что с ней будет в скором времени? Когда вырастет доля стартапов, сделанных для решения проблем простых людей, жизнь изменится к лучшему. Люди хотят жить в XXI веке, а я, когда жду транспорт на остановке, которая даже не защищает от дождя, думаю о другом. О том, как много еще предстоит сделать для того, чтобы этот переход осуществился.